Внимание! Сайт находится на реконструкции. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Информация землепользователям о защите прав на землю и разрешении земельных споров

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 
Комфортная городская среда
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Информация землепользователям о защите прав на землю и разрешении земельных споров

| 30.05.22 |

Земельные споры, как это видно из их названия, связаны с различными разногласиями и конфликтами по поводу владения, пользования или распоряжения земельным участком. Земельные споры связаны с восстановлением прав собственников земли на их земельный участок, которые были нарушены третьими лицами. Как правило, земельные споры возникают при ошибках в регистрации права собственности на землю, при захвате чужих земельных участков, нарушении правил добрососедства, а также в связи с другими причинами.

Довольно часто земельные споры вызваны желанием их участников признать незаконными действия органов  власти, которые определяют принципы раздела земельных участков и оформления различных сделок с землей. Также земельные споры могут быть вызваны конфликтами из-за отвода земли, землеустройства и наследования земельных участков.

Довольно часто причиной земельных споров является некачественная подготовка землеустроительной документации. Так, например, предприниматель, получивший земельный участок без оформления необходимых документов, может впоследствии его лишиться, и это вовлечет его в длительный земельный спор с государством, тем более досадный, если на этом участке уже были произведены какие-то работы.

Поэтому для сокращения риска земельного спора необходимо следить за качественным и полным оформлением документов на землю. Так, например, границы земельного участка должны быть закреплены в землеустроительном акте, земельный участок должен быть внесен в государственный кадастр, границы земельного участка должны быть определены на местности.

Качество оформления землеустроительной документации крайне важно для благополучного исхода земельных споров.

Рассмотрение земельных споров

Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Разновидность земельных споров.

            Суды общей юрисдикции рассматривают дела по земельным спорам, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо когда такой статус имеется, но дело возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения органов местного самоуправления по земельным вопросам.                                                        

Признание права на земельный участок

Согласно статье 59  Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Например, если лицо (гражданин или юридическое лицо) считает, что стало собственником земельного участка в силу приобретательной давности, то оно вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. При удовлетворении исковых требований право собственности возникает на основании вступившего в законную силу решения суда, которое, в свою очередь, является юридическим основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и

юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут

быть пресечены путем:

1) признания в судебном порядке недействительными не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

5) признания действия (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления незаконными.

Возмещение убытков

В соответствии с п. 1 ст. 62 Кодекса убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Основанием требования о возмещении убытков является нарушение любого из субъективных гражданских прав, носителями которых являются перечисленные в приведенной норме участники земельных отношений.

Кодекс гарантирует собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам таких участков полное возмещение причиненных убытков - как реального имущественного ущерба, так и упущенной выгоды.

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре - восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств (см. п. 2 ст. 62 Кодекса).

В соответствии со ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Административная ответственность за правонарушения в

области охраны и использования земель

В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка (статья 7.1.), уничтожение или повреждение специальных знаков (статья 7.2.), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9.), самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (статья 7.10.), проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (статья 7.14), незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения (статья 7.16), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3), сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5), порча земель (статья 8.6), невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7), использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8.), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (статья 8.12), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (статья 10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений (статья 10.10), нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (статья 14.35), неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (статья 19.4), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (статья 19.5.), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (статья 19.9.)

Государственные инспектора по использованию и охране земель (должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, осуществляющие государственный земельный контроль) вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности по статье 7.1, части 1 статьи 7.2, статьи 7.10, статьи 8.5, статьи 8.7, статьи 8.8, части 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять в отношении правонарушителей протоколы по ст. 7.1., 7.2, 7.9., 7.14, 8.3. 8.5, 8.6, 19.4, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Органы, осуществляющие государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности по статье 7.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Россельхознадзор) вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности по ст. 8.3, 8.7., 10.9, 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.2, 8.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 28.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 14.35 (нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности), ч. 3 ст. 19.4 (воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю), ст. 19.9 (нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов) относится к исключительной компетенции  прокурора.

Согласно постановлению Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и

 картографии и ее территориальные органы осуществляют

государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

и ее территориальные органы осуществляют государственный

земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

 
Copyright © 2015. Сайт администрации Калачевского городского поселения.

Design & support by web-zebra studio.