Внимание! Сайт находится на реконструкции. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Религия

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 
Комфортная городская среда
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Религия

| 29.09.11 |

alt

                                                Свято-Никольский Храм вид с улицы Революционной

В 1867 г. через Калач проезжал известный писатель-романист В.В. Крестовский, написавший о православии в хуторе несколько строк: «В Калаче пока еще нет церкви.  Недавно только на дебаркадере выставили образ и кружку с приглашением к посильным пожертвованиям. В настоящее время там находятся неподалеку от железной дороги под  купою нескольких дерев бедная маленькая молельня, помещающаяся в каком-то сарайчике, с крестиком на кровле и небольшим колоколом, который одиноко висит себе подле молельни». Но небольшая церквушка, получившая имя в честь святителя Николая Чудотворца, все же в Калаче появилась в 1869 г. На 1875 г. в Калачёвском торговом поселении служил священник Филипп Байздренков, удостоенный набедренника. В 1876 г. бывший церковным старостой царицынский мещанин Иосиф Бабушкин пожертвовал сюда три семипроцентных билета на 2250 руб. на содержание причта. А глава торгового дома купчиха А.А. Грошева устроила иконостас в Храме.

На 1875 г. у здешних старообрядцев служил священноинок Иаков. Вероятно, богослужения проходили в частном доме или небольшой молельне, позже закрытой.

В конце XIX – начале XX вв. Калач начал быстро расти и развиваться. На 1888 г. здесь уже числится почтово-телеграфное учреждение. Священство при поддержке благотворителей вело активную социальную работу. Около 1880 г. на средства семьи Кравченко – известного купца и промышленника была построена церковно-приходская школа. Она сложена из кирпича, изготовленного на кирпичном заводе, построенном Семёном Кравченко. На каждом кирпиче выдавлен его фирменный знак «СК» (Семён Кравченко). Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор (в нём сейчас помещаются начальные классы  средней школы № 2). В 1892 г. к Никольской церкви пристроили два придела, а в 1896 г. приделали новый алтарь и увеличили трапезную. Интересно, что один из приделов Храма был сработан артелью плотников под руководством А.Д. Мамаева – дедушки калачевского краеведа Г. Мамаева, активно собирающего сведения о местной истории. Причем, расчет со строителями производил сам купец Петр Семенович Кравченко.

В конце XIX в. большинство Храмов современного Калачевского района относились к Качалинскому благочинию. На 1896 г. благочинным пребывал священник Иван Матвеевич Чунихин. По данным 1-ой Всероссийской переписи населения 1897 г.  в Калаче наличествовали церковно-приходская школа, свечной церковный заводик, две деревянные церкви - Никольская православная и Успенская единоверческая. Никольская церковь, при которой действовала церковно-приходская школа, стояла на месте нынешнего кинотеатра «Волго-Дон». В числе одного из первых калачёвских учителей называют диакона Заволокина. А главными попечителями Никольской церкви, по мнению краеведа Г. Мамаева, являлись купцы Казаковы. В церковном дворе находились несколько склепов, один из которых принадлежал этой семье. 

Успенский Храм построили в 1893 г. К нему  был приписан также единоверческий молитвенный дом во имя святого благоверного великого князя Александра Невского на х. Рубежный, возведенный в 1894 г. на средства мещанина И.И. Бабушкина.

 alt alt

               Внутренний вид монастыря на хуторе                             Храм Сергие-Радонежского             

                                    Калач-на-дону                                                     монастыря

В начале XIX в. на территории нынешней больницы водников располагался мужской монастырь. Вероятно в конце XIX – начале XX вв. он превратился в женский. В 1915 г. сюда  пароходами везли раненых на фронтах 1-ой мировой войны из госпиталей г. Ростова-на-Дону и размещали их как в военном госпитале Калача, организованном при почине духовенства, так и в больнице женского монастыря. Благочинным тогда являлся о. Дмитрий Серебрянский, встречавший солдат и произносивший патриотические речи. Перед самой войной 1941-1945 гг. в здании обители открыли районную больницу на 60 мест, разрушенную во время Сталинградской битвы. 

На 1923 г. в Калаче насчитывается 3173 жителя. Обе хуторские церкви закрываются большевиками в период - с октября 1929 по февраль 1930 гг. Но официально какой-то из этих Храмов был закрыт 23.09.1938 г. В единоверческом Храме, располагавшемся в так называемом Старом Калаче, власти устроили инкубатор.  А в помещении Никольского Храма, ставшего клубом, в 30-е гг. проходили спектакли местной самодеятельности. С его купола сняли крест, разобрали колокольню, поставили внутри кресла.

На 1 января 1933 г. в Калачевском районе, по данным крайисполкома, числилось 5 православных общин, признававших власть патриарха Тихона и имевших 6 священников. Они объединялись вокруг 4 молитвенных зданий «специальной постройки» (т.е. Храмов) и одного здания «неспециальной постройки» (вероятно, службы шли или в частном доме, или каком-либо другом помещении). Также в районе действовало тогда 13 старообрядческих общин с 7 священниками, служившими в 13 зданиях «специальной постройки». Несколькими годами позднее, на 1 июня 1937 г. в Калачевском районе насчитывалось 11 действующих и 2 не действующих, но незакрытых церкви (вероятно, службы в последних не велись из-за отсутствия священников). В период с 1 июня 1937 по 31 декабря 1939 г. властями было закрыто 9 Храмов. В итоге, на 1 января 1940 г. в районе осталось 4 церкви и 2 молитвенных дома.

Но, с течением времени, религиозная политика государства немного смягчилась, и в конце 40-х годов в Калаче был открыт молитвенный дом. Его открытие, собственно, произошло еще при немцах, разрешивших это. Одна из верующих отдала под него свой дом на ул. Степана Разина и до конца 50-х годов здесь проходили богослужения. После частный дом был разобран, и на его месте администрация построила многоквартирный жилой дом, выделив под нужды староверов новый участок.

В 1967 г., по данным властей в старообрядческой церкви г. Калача было окрещено 84 ребенка, причем 62 из них – в младенческом возрасте до 1 года. А за 1980 г.  староверческий священник окрестил в своем Храме 29 человек, обвенчал – 18, совершил 65 очных и 81 заочное отпевание, отслужил 390 других обрядов.

Никольский Храм также пережил войну. В честь освобождения Калача от оккупантов, в здании церкви устроили концерт. Как пишет Г. Мамаев, в 1942 г. во время бомбардировки рядом с Храмом взорвалась мощная тонная бомба, образовав воронку диаметром в 25-30 м. Край воронки проходил буквально в 5-6 м от глухой стены бывшей церкви, но, несмотря на это она почти не пострадала и была лишь немного посечена осколками. Верующие говорили, что Господь спас свой Храм. Он сгорел в 1946 г. от детской шалости с огнем, а в 1947 г. на его фундаменте началось строительство кинотеатра «Волго-Дон».

После Великой Отечественной войны в Калаче протоиерей Георгий Иосифович Семенов построил Храм. Его внучка Галина Николаевна Ченегина называет его фамилию как Симеонов. Она вспоминает, что сначала он служил в Калаче, а до него и его отец – Иосиф Георгиевич Симеонов также был калачевским священником. В 30-е годы за о. Георгием пришли, стали зверски избивать на глазах у детей, перебили тройничный нерв. Его сослали в Сибирь за исповедание веры, но он и там продолжал венчать, причащать людей, крестил детей охранников, лечил больных от цинги. Сестра батюшки спрятала священническое облачение и церковную утварь в сарае. Из ссылки он вернулся раньше срока инвалидом и проживал в Сталинграде, не служа ни в каком из городских Храмов. С началом боев в Сталинграде, вся семья ушла в Калач. Немцы разрешили открыть церковь, под которую пошла половина дедушкиного дома. Здесь он начал совершать богослужения перед родовой Владимирской иконой Божией Матери. На службы сюда потянулись люди даже из-за Дона, с дальних хуторов. И вот в один из ноябрьских дней 1942 г., когда стихла стрельба, о. Георгий  в облачении с иконой в руках пошел навстречу нашим войскам. Советские солдаты, ворвавшиеся в Калач и увидевшие священника, стали подходить к нему за благословением. Выжившие в страшнейшей из битв второй мировой, бойцы со слезами на глазах крестились и целовали образ Божией Матери.

Подъем веры в годы войны и сразу же после нее наблюдался тогда практически везде. Во второй половине 40-х годов в Калачевском районе власти отмечают прохождение церковных служб под руководством монахинь из закрытых монастырей края. Люди, перенесшие военные лихолетия, решили строить в Калаче Храм. Начали сбор средств. И вскоре на пустыре мужчины построили молитвенный дом, оформили его официально, образовали большой церковный совет, куда вошли даже верующие с хуторов, купили дом для священника. Постепенно под руководством о. Георгия собрался церковный хор. По данным властей, в 1944 г. Никольский молитвенный дом действовал. Он входил в 1-ый благочинный округ. Церковь активно помогала всем пострадавшим от военного лихолетья, всем миром строили хаты бездомным, ремонтировали дома солдаток и вдов. Райисполком собрал всех детей-сирот в один дом и о. Георгий содержал его за счет прихода. Священника все любили, даже партийные приходили венчаться, приносили по ночам крестить своих детей. На Рождество 7 января 1952 г. в праздничных церковных службах в Калаче участвовало 400 человек, из них 50 мужчин, 300 женщин и 30 детей, причем люди ходили славить Христа по домам. При Храме пономарила монахиня Мария Степановна, бухгалтером была некая Люся. Батюшка Георгий прослужил здесь вплоть до самой смерти в феврале 1953 г. При нем в Храме был расширен алтарь, устроены печи, вырыт колодец в церковной ограде, в сторожке устроена крестильная комната.

  В 1954 г. уже при новом настоятеле – о. Н.Ф. Абрамовиче в церковь провели электричество, начали роспись стен. При проверке оказалось, что Храмовый антиминс, освященный в 1911 г. епископом Аксайским и Новочеркасским Гермогеном, сильно загрязнен и требует замены. Духовенство возражало против замены. В 1957 г. под руководством священника Иоанна Есенникова расписываются заново иконостас и стены Храма, отделывается ризница, а икона Вседержителя на Горнем месте украшается балдахином. С 24 декабря 1958 г. и по 1964 г. настоятелем Никольского молитвенного дома в Калаче пребывал иерей Алексий Машенцев, также обслуживавший и Никольскую церковь х. Голубинского. Согласно штатному расписанию, в причт молитвенного дома входили только псаломщик и священник. Последний продолжал заботиться о поддержании благолепия в Храме, организуя различные ремонтные работы. На 12 января 1963 г. в Калаче служат священник Алексий Машенцев и псаломщик С.Е. Субботин. За 1964 г. о. Алексий произнес 24 проповеди на Евангельские темы. После о. Алексия сюда был назначен священник из Саратовской области Василий Сусин. В январе 1965 г. он доложил благочинному о том, что за время его служения на приходе было прочитано 9 проповедей на Евангельские темы. В марте 1965 г. благочинный Волгоградского округа протоиерей Василий Ошурко просит епископа Саратовского и Волгоградского Пимена о награждении о. Василия камилавкой.

В феврале 1965 г. уполномоченный Совета упоминал, что в г. Калаче «в большие церковные праздники верующих в молитвенном доме бывает до 1000 человек, а по воскресеньям – до 50-70 человек». В 70-80-е гг. XX в. здесь 17 лет прослужил о. Петр Мирошников (его супруга Надежда Филиповна является родной племянницей монахини Раисы (Кривошлыковой) из Усть-Медведицкого монастыря). Священник П.И. Мирошников в 1973 г. обвинялся во вмешательстве в дела исполнительных органов прихода. В то время власти специально продвигали в приходские советы своих ставленников, проверенных коммунистов. Бывало, что они отодвигали священнослужителей от фактического руководства приходом. Да и юридически, по советским законам, священник тогда был в своем приходе лишь служителем. Храм, по воспоминаниям некоторых людей, был «небольшим, деревянным, но очень уютным, со вкусом убранным. Видимо немало в этом потрудилась матушка о. Петра Надежда Филипповна, которая несет обязанности псаломщика». За 1980 г., по сведениям уполномоченного, в Никольском Храме было крещено 363 человека, венчано – 8, совершено 11 очных и 408 заочных отпеваний и 975 прочих обрядов. О здешних священниках известно далеко не все – фамилии и годы служения некоторых не удалось определить. Так, в кратких церковных  записках упоминаются некие иереи Анатолий, Владимир, Федор (похороненный в Саратове), Михаил (подменный), вероятно служившие в Калаче в 70-80 годах XX в.

С 13 апреля 1984 г. по 27 ноября 1987 г. в Храме священствовал о. Николай Карпец. С 3 июля 1987 г. по 12 декабря 1988 г. здесь служил священник Анатолий Иванович Сафонов. Его сменил протоиерей Владимир Афанасьевич Захарич (в последствии - архимандрит Василий), прослуживший до 10.05.1992 г. Диакон Феодор Кубанцев прослужил в Храме с 1 ноября 1988 по 1 мая 1996 г. и был уволен с уходом на пенсию. Диакон А.В. Кузнецов, будучи на практике, прослужил здесь весь октябрь 1989 г. Также и диакон Анатолий Петрович Шаргин служил с 31 декабря 1989 по май 1990 г. Чуть больше месяца в декабре 1992-январе 1993 г. прослужил иерей Петр Митрофанович Халюто. С 3 января 2000 г. по 28 августа 2006 г. служил иеродиакон Гавриил (Дмитрий Васильевич Куликов).

Старая тесная церквушка вмещала не более 200 молящихся, а на праздники часто приходило и до 400 человек. Поэтому с благословения архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена был сделан проект каменного двуглавого Храма с помещениями для церковной библиотеки и других нужд. Строительство нового началось в октябре 1990 г. на средства епархии и верующих прямо рядом со старой церковью на ул. Революционная, 293. Последняя сгорела в 1998 г. Все 80-90 гг. и православный и старообрядческий приходы активно перечисляли средства в Фонд Мира, бывшие своеобразным государственным налогом на Церковь. В декабре 1990 г. архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен рукоположил и направил сюда вторым священником иерея Николая Владимировича Пыркова. Уже став протоиереем, он прослужил здесь до ноября 2005 г. Между тем,  строительство Храма из-за инфляции и дефицита стройматериалов шло очень медленно. Священник Николай Пырков неоднократно обращался в местную прессу с просьбами о пожертвованиях. Но все же немало калачевцев показали себя с лучшей стороны в этом благом деле. Помогли в строительстве и хлебозавод (директор В.И. Демкин), и АО «Альтернатива» (руководитель В.М. Станогин), и судостроительно-судоремонтный завод, и казачий круг (атаман П.Н. Станогин). Вера начала постепенно возвращаться в сердца и души людей. 19 декабря 1993 г. в день святителя Николая Чудотворца калачевцы прошли крестным ходом в Старый Калач, где священниками Алексием Машенцевым и Николаем Пырковым был освящен камень в честь основания города. Всего полгода – с 1 мая по 12 декабря  2005 г. прослужил в Калаче вторым священником иерей Иоанн Секирин. 18 ноября 2005 г. протоиерей Николай Пырков переводится в ст. Голубинскую. И вот 12 декабря 2005 г. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман назначил настоятелем Храма иерея Димитрия Климова, остающегося на этом посту до сих пор. В 2008 году по указу Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа иерей Димитрий Климов возводится в сан протоиерея. Вторым священником до 2011 года служил иерей Сергий Слепцов. С апреля 2011 года и по настоящее время вторым священником служит иерей Валерий Никулов. При Храме действуют воскресная школа «Родничок» и библиотека. Клирики Храма проводят еженедельные молебны в городской больнице г. Калача и еженедельные молебны и беседы с военнослужащими внутренних войск, расквартированных в городе. Они занимаются и духовно-патриотической работой с молодежью, деятельностью по возрождению народных и семейных праздников в духе православных традиций.

   alt                                                     alt

      Протоиерей Дмитрий Климов                                                              Иерей Валерий Никулов

 

Строительство Храма полностью завершено. Поставлен новый иконостас. Сделана орнаментальная роспись стен. Водружён купол с крестом. Построен новый забор. В 2011г. был куплен и присоединён к территории Храма новый земельный участок. 26.04.2011г. во вторник Светлой Седмицы Храм был освящён по полному архиерейскому чину митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. Это освящение явилось финальной точкой и завершением двадцатилетнего строительства православного Храма в городе Калаче-на-Дону. Слава Богу за всё!

 
Copyright © 2015. Сайт администрации Калачевского городского поселения.

Design & support by web-zebra studio.